• Апра. Радда Малышева

Как ковид влияет на индустрию исследований?


Третий год бизнес живет в реалиях пандемии. Помимо общих макроэкономических тенденций, исследования сталкиваются с несколькими специфическими последствиями жизни в период ограничений. Мы делимся своими наблюдениями - что изменилось? С какими вводными исследовательского бизнеса мы имеем дело в начале 2022 г.?

  1. Рост бесконтактных методов сбора данных. проводить глубинные интервью, наблюдения с использованием компьютера стало легче. Если весной 2020 г. мы с трудом наращивали "бесконтактный" рекрут, обычным препятствием для опроса было незнание потенциальными респондентами Zoom и Skype, а рекрут начинался с проверки производительности домашнего компьютера, то в 2022 таких проблем существенно меньше- за 2 года потребители лучше освоились с технологиями общения на удаленке.

  2. Ограниченная пригодность персонала, занятого контактными методами. Наши интервьюеры - отражение среднего жителя страны, и, как и во всей стране, есть достаточное количество антиваксеров. Отсутствие прививки может стать препятствием для работы такого интервьюера. поэтому потенциальное число участников исследовательского проекта сокращается.

  3. Нестабильная "доступность персонала", сокращение числа потенциальных исполнителей. С этой проблемой сталкиваются, прежде всего, колл-центры, где одновременно необходимо большое количество сотрудников. Перевод на удаленку всей семьи сокращает возможности для работы ранее свободной целый день "мамы", вереница больничных для детей и взрослых, длинный восстановительный период, нередко выключает сотрудника из рабочего процесса на месяц и более. При этом, сам сотрудник такого типа менее вовлечен в коллектив и легче "бросает" работу, которую считает не очень постоянной.

  4. Постоянные изменения внешней среды - меняются правила и ограничения в городе, ассортимент изучаемых магазинов и ресторанов, правила игры. Нам постоянно приходится мониторить ситуацию. планирование исследований и бюджетов на них возможно только с оговорками. бюджеты, конечно, будут расти - так как растут затраты на привлечение персонала и реализацию проекта.

  5. Рост отказов при опросах. Тенденция, в которой смешались несколько причин- и боязнь очных контактов со стороны потребителей, и подозрительность после звонков мошенников и агрессивной рекламы, и усталость после многочисленных робоопросов. В целом, готовность поделиться информацией стала ниже. Конечно, она меняется, в зависимости от важности темы и метода сбора, но общая усталость потенциального респондента растет.

При этом постоянные изменения вокруг нас делают исследования особенно актуальными - ответить на многие вопросы на основании старых, ранее накопленных данных, бывает невозможно. Поэтому будем рады новым вызовам и вопросам клиентов.