• Апра. Радда Малышева

Выборка или "всего 400 человек?"


Нередко сомнения в корректности проведения исследования основаны на мнении о недостаточности собранной выборки. Что делать?

теория выборки- непростой в теории исследований раздел. Аналитику при создании проекта исследования необходимо держать в голове сразу несколько факторов. Как понять, что выборка, которую вам предлагают, достаточна? Прежде всего, вспомним теорию. Если ваша генеральная совокупность (в маркетинге часто- целевая аудитория) более 10 000, эта совокупность является бесконечной. Поэтому , собрав отобранные случайным образом 400 мнений, мы получим распределение ответов с отклонением +- 5%.

Поэтому в значительном числе случаев опросы с относительно небольшими выборками на основе данных клиентской базы (200, 300, 400 человек) являются корректными и приемлемыми. Исследователь увеличивает выборку по разным причинам, вот некоторые из них: 1. Неоднородность генеральной совокупности. Например, среди ваших клиентов 10% новичков, к которым нужен особый подход. Тогда, после опроса 400 человек из клиентской базы мы, скорее всего, получим группу из 40-45 новичков. Провести подробный статистический анализ внутри такой небольшой группы, разбить ее на подгруппы мы, скорее, всего, не сможем. Значит, аналитик либо на старте увеличит выборку, либо предложит отдельное исследование " по новичкам". 2. Изучение большой, неоднородной генеральной совокупности, причем в условиях, когда "списка" потенциальных респондентов, чистого и упорядоченного просто нет. Например, такую задачу мы решаем при проведении федеральных опросов по всей России. Чаще всего мы применяем многоступенчатые выборки. например, на первом этапе отбираем федеральный округ, далее несколько населенных пунктов разного типа (крупные , средние города и т.п.). при таком подходе нередко оказывается, что в одном опросе объединены мнения жителей 20, 40, 80 и т.п. населенных пунктов. И, если параллельно стоит задача оценки мнения жителей этих городов с учетом пола , возраста или района проживания, оказывается, что для того, чтобы набрать достаточное для анализа количество жителей в каждом городе, необходима выборка, например в 2 500 человек. Что же делать, если мнение жителей всей страны репрезентируется на основе 1200 или 1000 интервью? Такие выборки также применяются и корректны они, как правило, в отношении достаточно простых тем, оценки по которым не вызывают значительного разброса мнений, например, между изучаемыми регионами.

Что если нам нужно сравнить мнения разных групп клиентов? Мы можем применить равномерную выборку и опросить одинаковое количество респондентов в каждой группе. Например, мы полагаем, что новинка нашего меню понравится молодежи до 25 лет и будет не очень привлекательна для людей в возрасте 45+. Для этой цели мы можем изучить мнения 200 молодых и 200 взрослых людей и сравнить их. И, да, в этом случае мы не воспроизводим модель всех наших клиентов, зато получаем корректное сравнение мнений двух интересных нам групп.

Конечно, существуют упрощенные схемы, облегчающие определение нужного типа выборки - начиная с "академичных" таблиц Паниотто и заканчивая схемами полуфабрикатов в разного вида опросных сервисах. Однако, если ваша задача - не экспресс оценка ситуации, а проведение исследования, результатами которого можно пользоваться долго, рекомендуем обратиться к советам исследователей. Профессиональные исследователи предложат вам разные схемы выборок, ориентируясь именно на Ваши задачи. Помогут сэкономить и не собирать лишних данных. Не дадут потратить деньги зря на мини опрос, если перед вами глобальные задачи.