Поиск
  • Апра

Бесконтактные контакты

Пост обновлен авг. 7

Весна 2020 окончательно перевесила чашу весов в сторону бесконтактного сбора данных. Телефонные опросы вместо уличных, экспертные опросы и глубинные интервью через Зум и Google Meet, совещания с клиентами в мессенджерах стали ежедневной реальностью.

Каковы особенности глубинных интервью и фокус-групп "через экран"?

  1. Предпочтение смартфонов. Если ваша аудитория - не офисные сотрудники, разговор с использованием приложения смартфона для них нередко проще и понятнее чем с использованием десктопа. Респондент может выбрать удобный для себ я уголок квартиры или офиса и не сражаться за место перед экраном с домашними.

  2. Потребность в сопровождении. Нередко респондент активно пользуется , например, Скайпом или Зумом, который установил кто-то из домашних. Он не помнит свой аккаунт и ему трудно сориентироваться в настройках, которые не менялись давным давно. Подробные инструкции, ссылки на сервисы проверки скорости интернета, помощь в подключении так же важны, как доброжелательность и внимательность модератора.

  3. Не все идет по плану. Перебои с интернетом мешают так же, как незапланированные пробки при офф-лайн интервью. Примерно каждое 5 интервью начинается не по плану из-за необходимости организовать связь - перезагрузить модем, убрать домашних из поля зрения, перейти на мобильный интернет при отключении света и т.п.

  4. "Длинный" день модератора. Зато респондент не имеет существенных ограничений по назначению времени для общения, и наши интервью периодически (по просьбе респондентов) начинаются в 22, а то и в 23-00, когда никто не будет мешать.

  5. Групповые интервью без визуального контакта, конечно же, страдают от своеобразной групповой динамики и больше напоминают опрос " по очереди", а вспыхивающие дискуссии постоянно перемежаются вопросами "кто это сказал?"

  6. Открытость респондента - не меньше, чем в офф-лайн интервью, длительность разговора, при необходимости - от 30 минут до 1,5 часов, вовлеченность в разговор достаточно высока. Однако некоторые женщины предпочитают, при возможности, отключить видеосвязь, беспокоясь за свою "картинку" на экране.

  7. Достаточное социальное разнообразие респондентов.

Ограниченность аудитории для использования метода оказалась не так велика, как опасались - большинство участвующих в маркетинговых исследованиях представителей ЦА имеют смартфон, а также базовые навыки видеосвязи, среди респондентов не сплошь "хардюзеры", люди с разными навыками интернет общения и "он-лайн - подкованностью". А значит, метод дает необходимое разнообразие точек зрения.